Психология и педагогика: Учебное пособие для преподавателей медицинского вуза
Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для преподавателей медицинского вуза. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2014. - 174 с. ISBN 978-5-88999-085-7
Пособие содержит теоретические и прикладные вопросы организации педагогической деятельности в условиях медицинского вуза. Представлен цикл лекций (модули), отражающие профессиональные аспекты психологии и педагогики высшей школы. Содержание материала структурировано с учетом государственного стандарта таких учебных дисциплин, как «психология» и «педагогика», а также специальности «педагогика профессионального образования». Особое место отводится категориям педагогики, системе подготовки к занятиям и профессионально-личностному росту будущего педагога в условиях образовательной и лечебно-профессиональной практики врача, занимающегося научной и педагогической деятельностью.
Для преподавателей медицинского вуза.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Темы лекций и вопросы самостоятельной работы 3
Модуль 1. Психология человека 3
I. План 3
II. Тезисное изложение текста лекции 3
1. Общие вопросы психологии как науки 4
2. Психология развития 11
3. Педагогическая психология 14
III. Вопросы для самостоятельного изучения 17
1. Психология личности 17
2. Социальная психология 20
IV. Словарь терминов 21
V. Рекомендуемая литература 25
VI. Вопросы для самоконтроля 26
Модуль 2. Педагогика 31
I. План 31
II. Тезисное изложение текста лекции 31
1. Педагогика высшей школы 31
2. Формы организации учебных занятий в высшей школе 36
3. Методы обучения 42
4. Контроль результатов обучения: его организация и проведение 45
III. Вопросы для самостоятельного изучения 46
1. Педагогика, ее структура и отрасли педагогической науки 46
2. Теория обучения: дидактика, принципы обучения 48
3. Образовательные технологии в учебном процессе 50
4. Учебные задания для самостоятельной работы 56
IV. Словарь терминов 60
V. Рекомендуемая литература 62
VI. Вопросы для самоконтроля 63
Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в медицинском вузе 65
I. План 65
II. Тезисное изложение текста лекции 66
1. Профессиональное самоопределение и самореали-зация личности в юношеском возрасте 66
2. Субъектно-средовые отношения и учебная адаптация 69
3. Психолого-педагогическое изучение образовательной среды и обучающихся в условиях вуза 71
III. Вопросы для самостоятельного изучения 76
1. Мультифакторная модель образовательной среды («психологического поля» личности) в условиях вуза 76
2. Концепция пространственно-образовательной среды обучающихся в вузе (методические вопросы) 81
3. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя в условиях медицинского вуза 88
IV. Словарь терминов 91
V. Литература 92
VI. Вопросы для самоконтроля 93
Модуль 4. Современные принципы и методика преподавания дисциплин предметно-профессионального цикла 95
I. План 95
II. Тезисное изложение текста лекции 96
1. Организация учебной работы на кафедре 96
2. Организация и содержание методической работы на кафедре 101
III. Вопросы для самостоятельного изучения 110
1. Организация самостоятельной работы студентов по овладению методами специальных клинико-инструментальных исследований 110
2. Организация и проведение отработок пропущенных занятий, консультаций и экзаменов. Принципы составления экзаменационной документации 111
IV. Словарь терминов 114
V. Рекомендуемая литература 116
VI. Вопросы для самоконтроля 118
Модуль 5. Профессионально-педагогическая деятельность в системе медицинского образования 121
I. План 121
II. Тезисное изложение текста лекции 121
1. Профессия «Преподаватель высшей школы» 121
2. Модернизация высшего профессионального образования 126
3. Непрерывное медицинское образование 128
III. Вопросы для самостоятельного изучения 130
1. Современная система высшего профессионального образования 130
2. Правовые и экономические основы деятельности вуза 137
3. Организационно-психологические основы деятельности медицинского вуза 138
IV. Словарь терминов 140
V. Рекомендуемая литература 146
VI. Вопросы для самоконтроля 147
Курсовая работа 150
Курсовая работа № 1. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы 150
1. Описание (паспорт) учебной группы 150
2. Изучение учебной мотивации обучающихся 153
3. Изучение условий оптимизации проведения учебных занятий 153
4. Заключение 153
Приложение 1. Оформление титульного листа (образец) 154
Приложение 2. Изучение мотивов учебной деятельности студентов 155
Приложение 3. Анкета для изучения условий оптимизации учебного процесса по читаемой дисциплине 156
Курсовая работа № 2. Оформление методической разработки семинарского занятия 159
Приложение 1. Оформление титульного листа (образец) 165
Курсовая работа № 3. Педагогические условия и оптимизация учебного процесса на кафедре 166
Приложение 1. Оформление титульного листа (образец) 168
Таблица правильных ответов по вопросам для самоконтроля, представленным в конце каждого учебного модуля 169